Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
 
  • готовность и способность учащихся к духовному развитию,
  • реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
  • укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
    формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
  • позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
    готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
    В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:
  •  сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
  • готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;
  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
  • законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
    В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
  •  укрепление и совершенствование правового государства;
  • повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;
  • укрепление национальной безопасности.
    В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. Такое пространство еще предстоит создать.